XIV век. Родовым дворянам, согласно моде, полагалось носить башмаки или туфли на полтора размера больше длины ступни, а баронам – на два. Князья и предприимчивые негоцианты могли носить башмаки даже на три размера больше, чем это фактически было нужно. Носочную часть обуви приходилось подвязывать бечевкой, дабы не падать при ходьбе и поклонах …
Европейцы уделяли обуви особое внимание. Умение красиво и элегантно носить ее было признаком хорошего тона. Французский король Филипп IV законом установил: все принцы королевской крови могут носить обувь с носочной частью любой длины, да еще загнутой вверх. Для башмаков дворянустанавливался предел – не более 60 см (два фута), для горожан – не более одного фута. Мода на длинную обувь быстро охватила все европейские страны. А щеголи, которые были, как известно, во все времена, прикрепляли на кончике носка колокольчик или погремушку.
Поговорка “жить на широкую ногу” уходит своими этимологическими корнями в средние века. Лет 600 назад в Италии и Франции среди дворян, купцов, банкиров и судей родилась необычная мода – демонстрироватьгостям уровень своего благосостояния размером обуви. Здравого смысла в этом не было ни на грош, но мода есть мода и она пошла гулять по всей Европе, проникла в Голландию и Германию, но, слава богу, до России не докатилась. До нас дошла лишь немецкая поговорка – “Жить на большую ногу”. В петровские времена она приобрела звучание “жить на широкую ногу”, которое в нашем языке близко к понятию “широкая натура”.
Жители Европы долго не знали, что такое каблук. Каблуки появились на башмаках лишь в XVII веке и были не столь высоки, как сегодня – не выше 2,5 сантиметров. По цвету, каблуки отличались от самих туфель. Первое время в моде были красные туфли с желтыми каблуками и черные туфли с красными.
Все французские Людовики почитали своим долгом вносить изменения в обувную моду. Например, Людовик XIII , большой любитель охоты, вытеснил из обихода башмаки и ввел широкие сапоги с большими раструбами. Знать стала появляться на придворных балах в сапогах желтого цвета – любимого цвета короля. Для элегантности края высоких отворотов обшивали кружевами и лентами. Людовик XIV , наоборот, запретил сапоги, вернул башмаки, но оставил кружевные отвороты.
В Македонии в районе Голичник существует такой обычай: после свадьбы друзья отводят молодых на ночь в подвал, где в уголке на полу лежат шапка и ботинки. Между новобрачными тут же завязывается борьба за эти предметы. С шапкой дело проще – по поверью, если жена отнимет ее у мужа, то будет в замужестве счастлива, так что супруг сопротивляется лишь для вида. А вот с ботинками сложнее – тот из молодоженов, кто их упустит, будет под каблуком другого всю свою жизнь.
Рассказывают, что некий известный рыцарь обленился и не захотел участвовать в престижном турнире. Его амбициозная молодая жена устроила по этому поводу скандал, в финале которого запустила в мужа башмак. Супруг взял башмак, повесил его себе на грудь и отправился на турнир. Когда его спросили, под каким девизом он будет сражаться, находчивый рыцарь ответил: “Под башмаком”. Эти слова вошли в поговорку и активно используются до сих пор.
|